"Действие фильма разворачивается в СССР начала 1980-х. Времена открытых массовых преследований вроде бы и в прошлом, но слушать зарубежные радиостанции все еще запрещено, а высказывать свое мнение в присутствии посторонних людей - небезопасно. Каждый стук в дверь все еще заставляет вздрагивать. Слова правды звучат только на кухнях, за зашторенными окнами, да пробиваются в машинописных книгах, «самиздата». Их передают тихо, исподволь, только проверенным друзьям, опасаясь преследований. КГБ прослушивает телефоны, следит за «неблагонадежными» и планомерно, шаг за шагом, уничтожает все ростки инакомыслия. Главным героям предстоит выступить против бесчеловечной государственной машины, поставить на кон свои жизни и доказать, что на пути к настоящей свободе остановить человека не в состоянии никто и ничто." - Это самая распространенная критика на этот фильм.
Сейчас самиздат никто не гоняет, литературный андеграунд свободно собирается в Литературном музее, а раньше диссидентов сажали в тюрьмы и психиатрические больницы. Тем не менее люди, которые не хотят мириться с советским режимом учаться летать. В этом фильме неимоверно красивый город Киев! Это потрясающий город! А вот актеры сыграли посредственно и неубедительно, кроме Янковского в роли старого мачо-писателя, за плечами которого много лет отсидки. Оксана Акиньшина при всем уважении к этой потрясающей актрисе переиграла.
Хотя есть очень интересная тема в этом фильме - тот, кто любит, тот умеет летать. Так как люди на картине Марка Шагала. Но историю нужно было довести до ума. Не тронула. Сумасшествие молодого писателя было ужасно наигранным, а самоубийство музы Стареющего писателя - неубедительным.
Поэтому привожу полярные мнения после кинофестивалей "Молодость" и "Московский международный" :
"При всех интересных и исторически точных деталях 80-х годов в СССР, этот фильм является философской притчей. Выделяется символическая линия с "райскими птицами". Основная идея фильма в том, что для настоящего литературного творчества требуется почва. И самая благоприятная почва находится на Родине, как бы власти данной Родины к этому не относились. Символами свободы и творческого настроя явились символические полеты авторов на Родине. И полное отсутствие желания летать на чужбине. И отсутствие творческого настроения в Парижах. Полное равнодушие чужбины к творчеству нашего писателя до тех пор, пока он не напишет о Родине что-нибудь садомазохистское... Возможно, это было взаимно, запад интересовался нашим литературным садомазохизмом, а мы ихним. Но, при этом в 80-х годах благодаря мощному пиару запад уже был символом "рая" для наших литературных и других садомазохистов .При попадании в этот "рай" творческий садомазохист теряет почву. Теперь он не чувствует себя личностью - в лучшем случае овощем.Поэтому его снова тянет на родную почву как нашего героя (актер Андрей Кузичев).Поскольку такой литературный садомазохист оказался не интересным ни там, ни здесь, то, в итоге, он "сходит с катушек".Какой же еще может быть смысл у фабулы фильма? Ну, например, такой. "Райские птицы" в "раю" не летают от вселенской скуки относительной обустроенности. "Райские птицы" летают только в социально бытовом относительном "аду". Что есть "Райские птицы" - это мотыльки, бьющиеся и разбивающиеся о "стекло бытия". Таков смысл фильма Романа Балаяна и Рустама Мамед Ибрагимбекова.Блестящее символическое произведение."
"7 сентября была на открытии фестиваля отечественного кино "Московская премьера". Первый фильм, представленный на фестивале, - "Райские птицы". Шляпу снимать не хочется, а вот запастись помидорами не помешало бы. Две мысли возникли во время просмотра фильма: Роман Балаян перечеркнул свое прошлое, сняв пародию на себя самого. Второе, картина совсем не о том, что объявлено в анонсе, хотя режиссер и помахал кулаками в адрес советской власти. Это рассказ о цене одного предательства. Этакий осовремененный вариант "Анны Карениной". К Маститому Писателю (Олег Янковский), который живет с юной очаровательной подругой (Оксана Акиньшина), приходит начинающий Автор (Андрей Кузичев). Молодой, красивый, талантливый и все такое прочее. Далее по роману Льва Толстого с поправками на 21 век и свободную любовь. Но результат тот же, что и в романе. Закономерный вопрос: а при чем тут полеты? "У любви, как у пташки, крылья". Тот, кто любит, умеет летать. ИМХО."
И напоследок мое мнение: произведение символическое, поучительное, поднимающее острую социальную проблему, но не доведенное до ума. С недоработанным сюжетом и не трогающей сердце любовно историей. Я бы экранизировала книгу писательницы - диссидентки Елены Стефанович "Дурдом", вот это книга символ эпохи, когда запрещалось говорить вслух о том, что происходит в обществе. Хотя современные поэты, особенно андеграундные тоже чувствют себя вне этой системы. Может я и ошибаюсь...
суббота, 5 декабря 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий