вторник, 6 октября 2009 г.

Черногория

Пока что это будет открытая запись. Многабукафф и траффик, предупреждаю, дамы и господа.

Уже не припомню, почему мы выбрали именно Черногорию, но выбор этот оказался весьма и весьма удачным. (Разве что с местами в самолете не очень повезло: и на пути туда, и обратно страшно замерзли. Хорошо, что хоть кормили, чему я удивилась, так как полет длился всего два часа). Кажется, 2009-й - последний год безвизового въезда в эту страну.

Поселить нас должны были на вилле Нада в Будве, довольно сереньком, как оказалось, местечке по сравнению с окружающими виллами. По приезде туда выяснилось, что хозяева не готовы принять гостей, поскольку ожидали нас только завтра(!). Что ж, нас предупреждали заранее: на хороший сервис не надейтесь. Ко всему прочему, на вилле не хватало свободных мест. и вот с этого момента нам и начало везти. Привезшая нас дама стала уговаривать одну пожилую пару поселиться в Сен-Стефане, другом курортном городке, более дорогом, кстати, чем популярная и все еще многолюдная в конце сентября Будва. Они наотрез отказывались, и тут я каким-то образом поняла, что там должны жить мы. К этому моменту ту пару уже уламывали вовсю, соблазняя обещанием бесплатного каждодневного проезда в Будву и обратно. К их удивлению, мы с ними поменялись, а также вытребовали себе этот проезд (вот нам его отчего-то оформлять не хотели, хотя позже и оплатили). На прощание те сказали, что хотят активного отдыха, а на Сен-Стефане таким и не пахнет. Ну что ж.

Вместо занюханного номера в отеле нам досталось премилое местечко: с белыми стенами, арками и мебелью в стиле ретро. Самое вкусное - терраса над морем и с видом на остров Сен-Стефан. Мы повадились завтракать и ужинать, иногда и обедать на этой террасе, а вечерами пили вино при свечах под пение цикад, кузнечиков и шум прибоя. Ночью я тоже засыпала под шум волн, а во снах «прожила» несколько жизней, что очень помогло осознанию некоторых вещей. Сны там, как и воздух, кристально ясные. Если бы была еще возможность помедитировать в одиночестве, цены бы такому отдыху не было.

Стоит сказать, что я впервые куда-то поехала отдыхать. И стоит добавить, что мы впервые вообще поехали отдыхать, несмотря на солидный срок совместной жизни и прочее. Посему в первый день мы ходили всюду, задрав головы и открыв рты, как первоклашки на бразильском карнавале. Время для выезда было выбрано вполне удачно: туристов было уже немного, соответственно, меньше детей, грязи и шума. Также начали немного снижаться цены, в частности, на сувениры. (Не знаю, как кому, но сувениры там почти сплошь барахло, хотя подозреваю, что так везде). В море мне не удавалось долго плескаться: замерзала, хотя для Мартыныча было все в шоколаде. Мерзла и вечерами, хотя, повторюсь, для большинства хумансов такой проблемы не было - бегали круглосуточно в шортиках. С погодой нам тоже повезло: часто в это время уже нередки дожди. В общем, ежели кто туда соберется, рекомендую именно этот промежуток времени. Одно но: предлагаемого белорусскими турфирмами времени категорически не хватает, чтобы отдохнуть на все сто. Оптимально - 2 недели, но из Минска самолет летает только каждые 10 дней. Для русских же нет такой проблемы. Над нами круглосуточно бухали двое старых хрычей из Москвы, и такое замечательное времяпрепровождение они себе могли позволить как раз 14 или даже 15 дней.

Итак, в первый день мы основательно прошерстили Будву, в частности, старый город. Обычных мест для прогулки мне, как водится, было мало, поэтому я излазила те уголки цитадели, которые не предлагаются для общественного посещения. А потом полезла ловить крабов в какую-то дальнюю задницу. Если на пристани обойти сзади ресторан под прелестным названием «Маша» (вроде именно так), вот там отличное место для рыбной ловли. Вообще всяческой живности в этой дивной стране водится полным-полно, и море очень чистое. Если кто любитель, удочки лучше брать с собой, а про наживку спрашивать у местных, они и впрямь весьма дружелюбны. (Предлагают культурную ловлю рыбы на яхте, но это баснословно дорогое удовольствие). Хотя тоже надо выбирать, к кому подходить. Какой-нибудь пожилой простой человек будет общаться гораздо более охотно, чем местная гламурная молодежь (ну, эти везде хороши). Наш язык тамошние понимают неплохо, так как многие русские не только ездят туда отдыхать, но и активно скупают недвижимость. Порадовало, кстати, то, что черногорцы знают, что такое Беларусь, и отличают нас от русских и украинцев.

На следующий день полезли в горы. Прямо над нашей виллой высоко-высоко виднелась церквушка и, справедливо рассудив, что оттуда открывается потрясающий вид на бухту, мы бодренько потопали вверх. По пути нам попались еще две часовни, обе закрытых. Вторую мы нашли случайно, выйдя к ней по какой-то заброшенной дорожке. Вокруг был традиционно разбит оливковый сад. Хавать хотелось страшно, и мы поживились тем, что вокруг произрастало: инжиром, ежевикой и винным виноградом.

Вверх тащились четыре часа. Спустились же за какой-то час, чуть не подпрыгивая по дороге, причем уши закладывало нещадно. Самое интересное, что с нами туда и обратно ходила еще и одна из местных бродячих собак. Просто привязалась. Причем наверху ей явно понравилось: после того, как отдохнула в тени, она еще и по скалам поскакала за нами, пока фотографировали виды, и, щурясь, смотрела вниз, на море. А собака была немолодая: я так и не понимаю, почему она ни разу не отстала и не ушла обратно в город. Поначалу я окрестила собаку Репейником, но Мартыном она была переименована в Кристину, поскольку в пути к ней пристал рыжий ухажер, сразу же обозванный Владом. Небольшое отступление: с самого начала на отдых мы планировали ехать вчетвером с вышепоименованными товарищами, но у них не получилось, посему мы очень скучали. Вот до такой вот степени. Я все время жалела, что нечем покормить собу, поскольку с собой не взяли ничего (тоже мне, опытные путешественнички). Но делилась с ней водой, что М. явно не нравилось: он не хотел останавливаться и ждать, пока та нас догонит или еще что.

Еще до отъезда Мартын предположил, что я соберу вокруг себя толпу представителей местной фауны. Так и получилось: то каждый день кто-то хвостатый цеплялся, то сама находила всякие интересные экземпляры.

День третий. Теперь уже слазили в монастырь, который находился неподалеку. Днем все вокруг заливало слишком ярким солнечным светом, что не подходило ни для сочных фотографий, ни для меня. Посему, найдя черепашку, я устроила добычу дома и сама осталась там же. К тому моменту у меня собралась уже приличная коллекция всякой летающее-ползуче-орущей дряни, от чего хозяин явно офигевал: навряд ли ему попадались когда-либо такие субъекты, тем более женского полу. Хотя комплиментов он мне навешал (пока Мартын где-то ошивался), несмотря на то, что я развела вокруг форменный зоопарк. Вообще странно: и ранее, и теперь я заметила (хоть и не сразу), что европейские мужчины проявляют ко мне недвусмысленное внимание. Белорусским же плевать. В лучшем случае - инопланетянкой обзовут, тупо косятся или пальцем тычут в мою скромную персону, гогоча. Я же, глядя в зеркало, не обнаруживаю ничего особенного/странного/уродливого и проч. Хм?

Итак, в тот день я устроила себе то, что понимаю под отдыхом: развалилась на веранде с ноутом и кучей съестного, читая электронную книгу. Даже несмотря на то, что сие литературное произведение ничем таким не блистало, кайф словила поразительнейший, несмотря на то, что солнце, зараза, жгло немилосердно, хотя я и устроилась в тени. Пожалуй, наличие солнца было единственным минусом, точнее, моя всегдашняя реакция на него. Зато все эти дни я отъедалась как могла. И даже неплохо отоспалась. Таблетки, правда, купила не сразу, но после них меньше не жгло, так что я даже загорела. Вспоминать не хочется, как же это было паскудно. Бедные вампиры, я их понимаю.

Назавтра смотались в Котор, там классный старый город, а также остатки крепости, уходящие высоко в горы. Очередной марш-бросок, и мы почти на вершине. Увидев, как в очередную расщелину опасливо заглядывает какая-то дама, я тоже туда сунула нос и увидела где-то внизу заброшенную часовенку, а также фундаменты домов. Ясное дело, туда мы не могли не стаскаться. И не зря. Мало того, что возле этой неизвестно когда заколоченной часовни было захоронение, где надгробия были разрушены одним из обвалов, так еще и нашелся один обитаемый домик. Там жила старушка с козами и брехучей собакой. Воду мы там набрали просто замечательную. К слову, дорогу, которая спускается далеко вниз, к городу, дорогой вообще назвать трудно. Понятия не имею, как та пожилая дама передвигается по таким местам, разве что где-то припрятан телепорт.

И еще: пицца в Которе лучшая из всех, что мы когда-либо пробовали. В нее там точно не жалели класть ингредиенты, и это единственный факт такого щедрого отношения к рядовому потребителю пицц, встретившийся мне в жизни. В тамошнем ресторанчике, располагавшемся на террасе над морем, посетил меня один глюк. Не иначе, все то же солнышко виновато. Или правда что-то этакое в пиццу щедро подмешали. Цепануло не по-детски: на некоторое время мне показалось, что я - это совсем другой человек, живший в более раннее время, другого сословия и положения. И вообще. человек ли? А, ладно.

В общем, нужно сказать, что каждый день с нами случались какие-нибудь приятные неожиданности, встречи или находки. Помимо прочего, нарыли какие-то древние обломки, кожаный кошель, антикварную лавку и даже полицейских. Не очень это популярная профессия там, как оказалось. Видели их немного: одного лениво выгуливающегося возле ментовки, да пару гаишников на особо крутых поворотах вечером. А в антикварной лавке приобрели брошь навроде елфийской, маленькую немецкую шкатулочку с развеселым бухим монахом на крышке, две свадебные фотки начала 20в. и с десяток старых открыток.

Поскольку я не думаю, что кому-то нужно читать столько многабукафф, поэтому добавлю еще совсем немного. Есть такой городок - Cetinje, не на побережье, внутри страны. Там растут липы, в неожиданных местах понатыкано прикольных статуй, а в зданиях бывших посольств располагаются факультеты вузов. Например, в российском - ф-т изящных искусств. И еще там не знаешь, на что наткнешься, когда завернешь за угол: на монастырь или местную наскальную живопись. Или огромную свалку дров, или развеселый пилеж оных прямо перед дверьми бутика. В национальном парке смотреть нечего, поехали туда на такси, к вершине. Время выбрали идеальное для визита, на закате. Стоит поездочка на такси 25 евро: туда, обратно и подождать, пока пассажиры налазятся. Дядька неплохой нам попался, сам останавливался в «пейзажных» местах, чтобы М. вылез пофоткать. А, да, вот еще что: цены в подобных городках в два-три раза ниже, чем в прибрежных, что и понятно. И равны при этом нашим родным белорусским ценам. Повседневно же приходилось себя тормозить, чтобы не купить то или это, умножая все на 4000. Конечно, цена в 9.00 поначалу выглядит более чем соблазнительно, но готовы ли вы выложить столько за пиццу? Хотя я однажды раскошелилась на здоровенных креветок. Правда, под пиво они ушли совсем незаметно. Местное пиво - ничего себе, «Никшичко» - сродни нашей «Аливарии», также есть аналог «Криницы». Пить в ресторанах и кафе крайне невыгодно. Проезд тоже неожиданно дорогой. Однако М. заявил, живи он в Европе, разжирел бы. Хех, народ, кто знает Мартына, теоретически представили себе сие феерическое зрелище?

Городок Бар, тот, в котором порт, ну никак не вкатил. К тому же, когда мы попали туда, выдался единственный пасмурный день. Но крабы там прикольные, здоровенные и различных кислотных расцветок. До того момента я никогда не видела креветок в их родной среде обитания. Поняла, почему их называют креведками - на редкость любопытные, шугливые и балбесные создания. Ржала при их торчковом виде, как после употребления забористой травы.

Чего не попробовали, так это, пожалуй, рафтинга и полета на парашюте за катером (как это по-заграничному называется?) Единственная экскурсия, на которую смотались - по Скадарскому озеру. Ниче так, народ нырял за водяными орехами, вкус прикольный. На катере угощали оладьями с медом, винцом и неким местным бырлом. Народ попался веселый, в основном украинцы и русские. А так, экскурсии сами по себе - жуткий гон. По-другому не скажешь. Носишься всюду с пером в пятой точке, нифига не успеваешь рассмотреть, а бормотание экскурсовода навряд ли остается в памяти более чем на неделю. На рафтинг (который, по описаниям, «сука, опасный») собиралась с самого начала, но узнав, что это нифига не опасно, отказалась без сожаления. Тем более гид не понравился страшно, паскудный мужичонка.

Что еще? Подслушала в кафешке разглагольствования по скайпу русского бизнесмена, который жаловался на трудности ведения игорного бизнеса. Сказал, что местный рынок туристических услуг переполнен, русским там делать нечего. Его казино прикрыли в России и на Украине, вот он и подался сюда. Вроде пока нелегально устраивает игры на яхтах и прочее в том же духе. Из всего этого я вынесла одно: берите с собой ноут, во многих кафешках вайфай, можно легко позвонить маме и сообщить, что носочки сухи/кормят хорошо. Кстати, никто из родственников М. не в курсе, что мы ездили отдыхать. Ни к чему.

Что еще? Усилившийся в несколько раз обмен веществ, классный тонус в мышцах, странная кожа (видимо, так и должна выглядеть по-настоящему здоровая кожа) и где-то глубоко внутри затаился шар с золотистой энергией, который позволяет мне смотреть на пасмурное небо Минска с улыбкой и нормально дышать. Насколько его хватит, не имею понятия. Да и так ли это важно?

наш пляж

та самая часовенка с Кристиной, вид сзаду

На этой улочке мы жили. Вилла - справа. Рекомендую, если что.

Монастырь, где мы надыбали черепашку. И где вообще просто красиво.

Котор. Развеселые труселя.

Котор. Вид сверху с развалин крепости. Далее - также Котор и окрестности.

Вид с нашей террасы (с позиции "лениво развалясь")

Бар. Милая такая портовая помоечка.

Бар. Порт. Поприличнее, чтобы не складывалось ложного впечатления.

Озеро Скадар. Какая-то заброшенная тюряга.

Вид с катамарана на наш домик (самый левый и самый белый) и ту часовенку, куда мы шастали.

Будва.

Готишный могильничек (крепость Могрен),

...где живут совы, летучие мышки и бомжи-наркоты. В большом количестве.

Эта прелестная юная леди подарила нам кольца из медной проволоки. И картинку. У нее классного дизайна изделия, будете в старой Будве, навестите. Вообще на подарки от незнакомцев нам весьма везло.

Улочки Будвы. Дожидаться, пока народ свалит, надо было очень долго.

Цетини. Настенная живопись и прочее.

Местная фауна.

Эта тварь поселилась у нас в комнатах со второго дня. Орала так, что никто спать не мог. А мне нравилось.

Позволю себе самопиар. (Варнинг: я в отпуске и я на работе - как земля и небо).

Зато татушка красивая.

Особо чудесные представители фауны - это хоббиты. Посмотрите, какой у них чудесный и обильный мех на лапах. Эти создания превыше всего прочего любят валяться на солнце и жрать от пуза. Иногда их настигает тварьческая муза. Конечно, по одним мохнатым конечностям сложно судить об остальной внешности хоббита, но вообще, уважаемые друзья, это вполне милые создания. Когда не бухтят.