Время идет, а вот два имени Анну Ахматову и Марину Цветаеву - противопоставляют. В жизни оба поэта не были антагонистами, да и Цветаева искренне восхищалась Анной Андреевной. Это вынужденное столкновение происходит от того, что стихи Ахматовой - вязь, кружево, тонкое плетение. Цветаевская лирика - всплеск, клокотание, , протест...Очень непохожие женщины, жившие в одно время. "Быт и Битие Марины Цветаевой"книга классная. Кстати, на страницах книги есть история и этой дружбы. "В 1921 году Цветаева написала Ахматовой "Вы мой самый любимый поэт, я когда-то давным давно - лет шесть назад - видела Вас во сне"...так все и началось. Стихи Марины Цветаевой - как вторая жизнь, надмирная и самая главная. А реальность..С детства восхищение невероятно талантливой матерью, влюбленность в Тарусу, Россию, Сергея Эфрона. Потом Гражданская война, братоубийственная, разорившая, состарившая ее, отнявшая дочь. Эмиграция, возвращение домой. Нищета. Вся жизнь с надрывом, на износ. Поэтому и смерть в эвакуационной Элабуге чудовищная, через повешение. Слишком много для одной женщины и слишком для одного поэта... Швейцер книгу написала очень точно, Цветаева в ней вышла одной из лучших....Думаю, кто же мне ближе из двух поэтов?
"Род. в Москве. Ум. в Елабуге.
Отец М. Цветаевой был профессором Московского университета, основателем Музея изящных искусств на Волхонке. Мать, полуполька, полунемка, была пианисткой, учившейся у Артура Рубинштейна. В гимназические годы Цветаева часто бывала во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. Ее первая книга стихов "Вечерний альбом" вышла в 1910-м. Еще в юности она предсказала: "Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед" - и не ошиблась. Но черед ее стихам пришел лишь после ее смерти. Цветаева была буйным гением, не умещавшимся в рамки каких-либо школ. Она сама стала школой, в которой была и учителем, и ученицей. Вся ее поэзия - от народной ворожбы, от заклинаний, обрядовых песен, причитаний. Ниагара ее страстей, выпущенная на волю, разломала бетонные дамбы классицизма. Великая троица новаторов русского стихосложения - Маяковский, Пастернак, Цветаева. Но если Маяковский насмешливо ерничал по поводу Пушкина, Цветаева ему присягала. Но не как коленопреклоненная ученица, а как равный - равному. У нее была не только тоска по Родине, но и тоска по Пушкину. Он - ее тайный любовник. У поэзии Цветаевой - мускулы молотобойца и тонкость пальцев ювелира. Даже ее интимнейшие стихи напоминают не камерную музыку - громовые симфонии. Ее гений неудержимо выплескивался во всем - в прозе, в стихах, даже в частных письмах. Если Ахматова была царицей русской поэзии, то Цветаева была ее Царь-Девицей. Воспев белую гвардию в книге "Лебединый стан", она последовала за мужем в эмиграцию. Однако для тогдашних эмигрантских законодателей моды Цветаева была недостаточно "белой". Она жила бедно и просила свою чешскую подругу Анну Тескову прислать ей какое-нибудь приличное платье в Париж с проводником, чтобы ей было что надеть на творческий вечер. А вернулась в Россию даже не от своей ностальгии - от отчаяния. Ее не убили, не арестовали. Ей уготовили другую мученическую жизнь - вокруг нее начали арестовывать самых близких и дорогих людей - мужа, дочь, сестру. Стихов ее не печатали. Пастернак, провожая в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Цветаева пыталась устроиться судомойкой в писательской столовой в Чистополе, но совет писательских жен счел, что она может оказаться немецким шпионом. Потом уехала в город Елабугу, где стирала белье местному милиционеру. Не выдержав унижений, Цветаева повесилась на той самой веревке, которую дал ей Пастернак. Ныне кладбище в Елабуге, где она похоронена, стало местом паломничества любителей поэзии. " Евгений Евтушенко
воскресенье, 4 октября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий