понедельник, 10 августа 2009 г.

Мсульманский тренд... ...

...by http://www.advertology.ru/article48499.htm ...

В настоящее время поиск решения проблемы международного терроризма становится для многих стран обыденным делом. Попавшая под наблюдение обычных граждан одна из мировых религий, сегодня притягивает не только политический интерес, но и видит в последователях Ислама новый со своими специфическими запросами рынок.

Телефония

Осенью 2003 года компания LG Electronics выпустила новую модель мобильного телефона ориентированную на мусульман. Основной отличительной чертой нового продукта явилось наличие электронного компаса, который позволял установить направление на Киблу, направление, которое необходимо для чтения мусульманской молитвы. Таким образом, практикующий мусульманин (т.е. читающий намаз) всегда знает, где находится Мекка. Проект был настолько успешен, что уже через некоторое время в модель вошли новые функции. Во-первых, до 5 тыс. увеличилось количество городов, где может функционировать компас. Во-вторых, телефон указывает время молитв. В-третьих, при его покупке в памяти изначально содержится текст Корана.

Чтобы завоевать потенциальных клиентов крупные российские мобильные операторы также пытаются воплощать в жизнь подобные инновации. Так, благодаря, мусульманскому серверу umma.ru любой желающий за 3 доллара в месяц ежедневно будет получать информацию о времени молитв, аят (стих Корана), а также хадис (высказывание) Пророка. Помимо этого, активным спросом на рынке начинают пользоваться мусульманские молитвы в качестве рингтонов.

Мусульманский тренд рождает ноу-хау, но если еще недавно считалось, бесперспективность мусульманского маркетинга, то сегодня даже транснациональные корпорации готовы идти на дифференциацию существующего товара лишь бы завоевать клиента. Подобная стратегия развития говорит о том, что вложения в мусульманские товары и услуги являются успешными.

Халяльный Банк

Во всем мире численность мусульман непрерывно растет. Несмотря на то, что планка в 1 млрд. уже пройдена, мусульмане не растворяются в общей массе, компактно живя в той или иной стране, они создают общины, которые чтят традиции своей религии. Так 2,5% жителей Великобритании (1,5 млн. чел.) - мусульмане. Специально для них в 2004 году открылся Islamic Bank of Britain с уставным капиталом 14 млн. фунтов. Мусульмане не могут пользоваться традиционными банками, так как этим нарушают законы шариата - харам ("запрещено" араб.), запрещающий ссуды под проценты. Islamic Bank вместо кредитов передает имущество в лизинг с правом выкупа либо выступает в роли портфельного инвестора. Сейчас активы банка составляют 40 млн. фунтов стерлингов. Таких примеров, когда крупные финансовые корпорации Запада начинают работать в сфере исламских финансов не единожды.

В 2006 году "Дойче Банк" открыл свой первый паевой фонд, полностью соответствующий нормам Шариата, с целью привлечения средств мусульманских вкладчиков. Фонд, носящий название "Нур", в настоящее время открыт для вкладов инвесторов из Бахрейна и ОАЭ, однако у банка имеются планы распространения сети фонда на другие страны региона, а также Азию и Европу. Банк разрабатывал этот проект совместно с лондонским исламским центром "Дар аль-Иститмар", исследовавшим инвестиционную обстановку во всем мире и определившим около 7000 дозволенных Шариатом акций - халяль ("разрешено" араб.), в которые фонд может вкладывать свои деньги.

Еще одним примером является швейцарский банк UBS, который планирует в этом году запустить оригинальную инвестиционную схему, ориентированную на правоверных мусульман.

Основная форма исламского банкинга называется мушарака ("участие" - араб.). Его смысл заключается в том, что банк не предоставляет кредиты своим клиентам, а входит с ними в долевое участие, прибыль которого делится в пропорциональном размере внесенных денежных средств. В том случае, если проект оказался безуспешным, банк, как и клиент, также теряет вложенный капитал, но не требует его возместить от клиента-партнера.

В Москве на протяжении 15 лет также работал банк в сфере Islamic Banking - Forte Bank. По мнению главы совета директоров Forte Bank Адалета Джабиева: "Благодаря тому, что банк являлся коммерческим партнером клиента, а не его кредитором, мы привлекали не только мусульман, но и людей, которые исповедуют иные конфессии. Мы снижали риски". Однако, в декабре 2006 года ЦБ отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Forte Bank, которые следует заметить не только не согласились с выводом Банка России, но и провели показательную пресс-конференцию, в которой приняли участие Шамиль Султанов - депутат Государственной Думы, Гейдар Джамаль - председатель Исламского комитета России, а также некоторые крупные бизнесмены.

Снижает риски также и крупнейшая страховая компания в мире American International Group (AIG). В этом году AIG намерена запустить программу, соответствующую нормам Шариата. По прогнозам компании, рынок подобных страховок может достигать объемов до 15 млрд. долларов. Отделение AIG Enaya в персидском заливе предложит своим будущим клиентам такафул, что означает с арабского "исламское страхование", в таких сферах, как здравоохранение и страхование имущества. По словам вице-президент Enaya в Ближневосточном регионе Абдаллах Кубурси, рынок такафул растет примерно на 20% ежегодно и имеет перспективы шестикратного увеличения от нынешнего размера в 2 млрд. долларов. Помимо этого, компания уже планирует выход с подобным проектом исламских страховок на рынки мусульманских стран Азии.

Стоит сказать, что разрешенные мусульманам финансовые операции, несмотря на различные термины, как правило имеют аналоги в классическом западном бизнесе. "Исследование Международного валютного фонда, - указывает доцент МГИМО Ренат Беккин, - проведенное еще в 1987 году, показывает, что исламская экономика и исламское банковское дело, в частности, способствуют справедливому распределению ресурсов, в меньшей степени подвержены рискам неликвидности и неплатежеспособности".

Одеть мусульманина

Словосочетание "Исламская мода" постепенно перестает быть сочетанием несочетаемого. Мусульманская религия предписывает девушкам закрывать части тела, оставив лишь оголенным лицо, ладони и ступни ног. Однако и в традиционно строгий мусульманский уклад жизни входит мода. Девушки желают выглядеть стильными и успешными. Так в место обычных мусульманских платков - хиджабов - в моду пришли красочные бейсболки и панамки, которые также прикрывают волосы девушек, но выглядят они намного современнее. Женщины начинают пользоваться парфюмерией, в составе, которого нет спирта, основанную на запахах модных духов вроде Chanel, Dior, Cherutti, Kenzo.

Дизайнеры одной из всемирно известной спортивной компании разработали специальную форму, которая позволила мусульманкам заниматься спортом, в частности играть в пляжный волейбол. Благодаря тому, что форма сделана из легкой ткани и смоделирована в спортивном стиле, девушки могут свободно двигаться, чувствуя себя комфортно.

Итальянские модельеры также пытаются завоевать мусульманский рынок, видя в нем огромные перспективы. Таким образом, первым их стартовым предложением стали джинсы. По мнению дизайнеров, для того чтобы совершать ежедневно пятикратную молитву необходима удобная в применении одежда. Знания в потребительских предпочтениях мусульман помогли итальянцам не только выгодно продать свою продукцию, но и получить крупные заказы из мусульманских стран.

Европейский стиль одежды постепенно уступает восточным одеяниям. По мнению Александра Васильева, историка моды, мусульманская культура завоюет Европу. "Я в этом совершенно не сомневаюсь, потому что Париж - столица моды - уже полумусульманский город!".

Тенденции аль-Ислами в России

Не смотря на то, что численность населения РФ постепенно снижается, рост мусульман непрерывно растет. Так лишь по официальным данным в России проживает около 20 млн.мусульман. И если рассматривать их как некую целевую аудиторию, то это огромный рынок, где на сегодняшний день количество компаний работающий в этом сегменте минимально. В той же Москве, где проживает более 1 млн. приверженцев Ислама, функционирует лишь около 30 магазинов, которые продают мясо-халяль ("разрешено" араб.), в частности продавцами выступают такие крупные торговые сети как "Ашан", "Рамстор", "Перекресток", Metro cash & carry. Спрос на исламские товары и услуги также растет. Свидетельством этому является увеличивающийся ассортимент товаров, в первую очередь растет спрос на такие как книги, духи, одежда, еда и музыка. Однако, кросс-культурный маркетинг (cross-cultural marketing) проникает и на детский мусульманский рынок. Совсем недавно, в начале 2007 года, российская компания "Аль-Баракат" выпустила первую куклу-мусульманку Амина. Амина одета в красочные одежды и носит платок, аналоги подобных товаров, несмотря на свою дороговизну, уже давно успешно реализуются в европейских странах.

Далее мы попытались рассмотреть российский мусульманский рынок и выявить в нем те ниши, которые на сегодняшний день являются наиболее привлекательными и необходимыми для мусульман России. Стоит сказать, что мусульманский тренд расширяет области своего применения. Если не давно не имело значение, кто сидит за рулем такси, то сейчас мусульманки выбирают водителями женщин. И эти услуги востребованны не только мусульманками, но девушками, которые просто бояться возвращаться поздно домой в машине с неизвестным мужчиной.

Что может быть привлекательным для мусульман:

Инфраструктура для членов мусульманских семей

Привлекательно: Количество мусульманских семей растет. Поэтому на рынке появляется большой спрос на мусульманские детские сады, которые на сегодняшний день просто отсутствуют, и товары, такие как комиксы, игрушки. К примеру, в Сирии была создана мусульманская кукла "Барби", имя которой "Фулла", полностью одетая в мусульманские наряды и в хиджабе. Кукла настолько популярна, что, несмотря на свою дороговизну быстро расходиться с полок. Женщины и мужчины предпочитают пользоваться услугами в лице представителей своего пола, например, парикмахера, водителя такси, врача и даже тренера в фитнес-клубах членами которых они являются.

Проблематично: При работе такого рода деятельности будет трудно позиционировать себя лишь как исламский представитель данных услуг.

Общепит

Привлекательно: Полное отсутствие в миллионных городах крупных магазинов, ресторанов и кафе, которые предлагают еду на основе халяльного мяса, без свинины и где также нет в продажи спиртных напитков и сигарет.

Проблематично: Неопределенность потребительского спроса на создание подобных заведений. Поиск халяльного мяса.

Исламские финансы

Привлекательно: Для верующих важнее соблюдение религиозного закона, чем финансовая прибыль. Однако, участие в мусульманских финансах отнюдь не говорит, что вкладчик заработает меньше. Наоборот, халяльный банк вызывает доверие, вследствие чего клиент готов увеличить вносимую сумму.

Проблематично: Пример отзыва лицензии ЦБ у Forte Bank, показывает рискованность дальнейших действий.

Радио

Привлекательно: Лишь по официальным данным в Москве проживает 1 млн.мусульман, которые слушают этническую музыку, а также популярных мусульманских исполнителей, таких как Сами Юсуф, Outlandish, Юсуф Ислам. Каждый месяц на рынок выходят товары ориентированные только на последователей Ислама: книги, духи, часы с молитвами, фильмы, этническая музыка, одежда. Все товары подобные этим нуждаются в "безтерриториальной" рекламной площадке, охватывающий данный целевой рынок.

Проблематично: Большие инвестиции - сложность создания на устоявщемся рынке крупной радиостанции - поиск рекламодателей - отсутствие профессиональных мусульманских ди-джеев.

Контекстная реклама Бегун

Колбасный цех-"под ключ".

Блокорезка, волчок, фаршемес, куттер, шприц, клипсатор, термокамера.

Мирсияпов Ильдар

4p.ru 25.06.2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий